НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
------------------------------------
🌹С праздником, братья и сестры!🌹
Каждая неделя Великого поста имеет свое название в отличие от прочих недель года. В первое воскресение Великого поста мы празднуем почитание икон, праздник называется: Торжество Православия.
Церковь отстояла право и возможность поклоняться иконам Христа и Божией Матери, Ангелов и святых людей. Церковь отстояла истину Боговоплощения: что Бог являет Себя, Он пришел к нам в облике Христа. Сейчас мы видим Его на иконе. Торжество Православия – это победа православных людей над иконоборцами, которые считали икону идолом. Мы же поклоняемся не холсту и краскам, а тому, кто изображен на иконе.
Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия –– это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.
Тропарь:
------------—
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Смысл тропаря в том, что человек благодарит Господа за Его подвиг: Он принял страдания на Кресте, чтобы избавить нас от страстей и искушений, исходящих от соблазнителей.
======================================================
Мы празднуем сегодня день Торжества Православия: не торжества православных людей над другими людьми, а торжества о том, что Православие как свет — сияет, как огонь горит, как жизнь — течет по всему миру. И опять-таки: не только церковное наше Православие, но нечто гораздо большее того, что мы можем вместить. Однажды отец Софроний мне сказал: «Никто не должен бы дерзать называть себя православным христианином, потому что быть православным, в полном смысле этого слова, это значит знать Бога Таким, Какой Он есть, и поклоняться Ему духом и истиной достойно Его святости». И кто из нас, кто из православных всех времен мог бы похвалиться, что он так знает Бога, что он так Ему поклоняется?..
Православие есть знание Бога — не о Нем, а Его Самого, глубокое, личное знание, и трепетное, благоговейное поклонение перед Ним. И поэтому мы можем поистине ликовать, что, несмотря на все препятствия, которые каждый из нас и все мы в совокупности ставим перед Богом, Он открывается нам, Он покоряет нас, Он изливает в нас Свой свет, Свою жизнь, знание и познание о Себе, и повергает нас долу — не в унижении, о нет! — а в сознании Его величия, святости, неизреченной красоты, которые нас побуждают поклониться Ему всей любовью, всем трепетом, всем изумлением и восхищением нашей души.
И такое понимание Православия наполняет сердце и ум радостью о том, что далеко за пределами Православной Церкви это Богопознание, это поклонение Богу пронизывает души миллионов и миллионов людей — и тех, кто исповедует Христа, и тех, которые не встретили Христа, но чуют Бога Живого, чудо Божие, и поклоняются Ему всей душой, всем умом, всей жизнью.
Сознание Православия — это зрение воды живой, текущей во всем мире и питающей всех, кто ищет правды, и истины, и жизни, и любви. И в этом ликование наше: что Бог покоряет Себе, пронизывает Собой, приводит в Свое Царство несметное количество людей, о которых мы сами не имеем и понятия. Потому что Бог видит сердца, Бог благословляет и намерение, и делание, и, по учению апостола Павла, приемлет молитвы каждого — не только христианина, не только ветхозаветного иудея, но и язычника, и ищущего. Как это дивно!
Есть молитва свт. Василия Великого, чью литургию мы впервые в этом посту сейчас совершаем, в которой он просит благословения Божия тем, кто Его знает, и тем, кто Его еще не познал, и тем, кто противится Его слову, потому что они не могут понять путей Божиих и еще не встали в безмолвном ужасе, в трепете перед тайной жизни.
Как велико, как широко и бездонно это Православие! Да, мы ликуем о том, что Православие победило на Соборах все древние ереси, всякую ложь на Бога, на человека, на Матерь Божию, на тварь, на жизнь, и Соборы произнесли решительные слова истины. Но эти слова произнесены не в унижение тех, которые не знали пути своего, а для того, чтобы свет воссиял в их уме и в их сердце, чтобы и для них началась новая жизнь, не только в зачатке, но в той полноте, которую обещал нам Господь.
Православие — путь крестный для православных. Мы должны не только дать Богу проникнуть в наши глубины, рассеять в нас всякую тьму, победить всякое зло, нас покорить силой Своей любви; но и силой, как бы в жерновах, смолоть нас, чтобы мы стали доброй мукой, способной стать хлебом освящения. Мы должны не только дать Богу простор действовать, но мы должны стать и быть, всегда, каждое мгновение жизни нашей, сотрудниками Божиими, открывая Ему путь, отрекаясь в себе от всего того, что недостойно Его, отвергая себя, зная только Христа распятого за нас, и воскресшего, как обещание славы и спасения наших. Тогда и мы станем участниками подвига тех великих отцов и матерей, которыми истина и жизнь и свет воссияли в мире и которые открыли другим путь жизни.
Вступим же вновь и вновь, не жалея себя, забывая о себе, в этот путь; станем сотрудниками Божиими в Его победе над нами, прежде всего, над всякой неправдой, над всякой ложью, над всякой тьмой, над всяким отсутствием или оскудением любви; и тогда мы станем сынами света, сынами Божиими, как стали те, которых мы сегодня вспоминаем в благоговейной, благодарной, радостной молитве. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский